21
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.о. Тольятти
"Школа с углубленным изучением отдельных предметов №21"
Адрес: 445004,г. Тольятти, бульвар 50 лет Октября, дом 23
Тел., факс: (8482)70-88-22, e-mail: school21@edu.tgl.ru
Учредитель: Администрация городского округа Тольятти
Адрес: 445011 Россия, г. Тольятти, пл.Свободы, 4
График приема граждан: http://www.tgl.ru/structure/department/upravlenie-po-orgrabote-i-svyazyam-s-obschestvennostyu-organizaciya-raboty-s-obrascheniyami-grazhdan/
Телефон/факс: (8482)54-36-66 . Подробнее об учредителе:
http://http://www.tgl.ru/structure/ E-mail: tgl@tgl.ru.
Сортировать статьи по: дате | популярности | посещаемости | комментариям | алфавиту
Информация к новости

Лагерь дневного пребывания

Категория: Воспитание » Лагерь дневного пребывания » Лагерь дневного пребывания

Программа летнего лагеря дневного пребывания - 2017

 

Паспорт программы

 

 

Полное наименование Программы

 «Программа  лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБУ «Школы №21» «Радуга» 

 

Юридический адрес  ДОЛ, на базе которого организуется смена

Смена организована на базе МБУ «Школы №21», расположенной по адресу

__г.Толятти,  ул. 50 лет Октября, 23____

 

Авторы Программы

Шалаева Татьяна Анатольевна

учитель начальных классов

 

Руководитель Программы

Шалаева Татьяна Анатольевна

 

 

Исполнители Программы

Коллектив смены  (учителя начальных классов МБУ школы №21)

 

Срок реализации Программы

С 01.06  по 29.06 2017 года

 

Цель и принципы Программы

Пример: Обеспечение полноценного и содержательного отдыха и оздоровление детей, а также решение проблемы их развития и воспитания, организации активного интеллектуального и эмоционально-насыщенного досуга на основе принципов гуманизма, духовности, нравственности, коллективности, здорового образа жизни и творчества

 

Задачи Программы

- Создание воспитательной среды, благоприятной, прежде всего, для формирования нравственной культуры ребенка, духовной основы его развития

- Использование природных условий для восстановления, сохранения, компенсации здоровья детей и подростков, привлечение максимального количества школьников к осознанному выбору здорового образа жизни

- Создание условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, для развития навыков эффективного взаимодействия детей и подростков с окружающим миром, для удовлетворения базовых потребностей личности в защищенности, в признании и уважении, в самоутверждении

- Предоставление широкого спектра дополнительных образовательных услуг, способствующих творческой самореализации, самовыражению и самосовершенствованию каждого участника смены, личностному и профессиональному самоопределению подростков.

 

Направленность  смены

 Физкультурно-оздоровительная деятельность;

художественно – творческая, экологическая направленность. 

 

Количество отрядов и детских объединений по интересам

7  отрядов

 

Возраст воспитанников смены

от 7 до 14 лет

 

Квалификация  педагогического персонала

14 воспитателей,

1 руководитель физического воспитания.

 

Ожидаемые результаты реализации Программы

организация полноценного отдыха детей;

сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей;

овладение умением взаимодействовать в коллективе;

самореализация каждого ребёнка в условиях летнего пришкольного лагеря;

расширение кругозора детей, развитие их организаторских и творческих способностей.

 

Управление Программой

За реализацию программы отвечает начальник ЛДП. За содержательную часть программы – начальник ЛДП.

 

 

Пояснительная записка

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.

Лагерь:

 – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности;

 - является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время;

-  является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Лето для детей – это разрядка  накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя.

Лето дает возможность выявить самые разнообразные таланты всех детей независимо от социально – экономического положения их родителей и учебной успеваемости самого ребенка.

Не секрет, что дети, едва дождавшись счастливых летних дней, с облегчением вздыхают: «Наконец – то можно заняться всем, чем угодно, только не уроками!». Однако многие родители считают, что даже лето должно пройти с пользой для их детей, чтобы ребёнок хорошо и интересно отдохнул, укрепил своё здоровье и с новыми силами встретил новый учебный год. Конечно, можно отправить ребёнка на юг, или в дальние страны посмотреть на мир. Вариант хороший, но не всем по карману. Где же компромисс? Можно ли найти решение?!

Организация летнего оздоровительного лагеря – это одно из решений проблемы. Летний лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях  пришкольного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение I лагерной смены.

Цель программы:

Обеспечение полноценного и содержательного отдыха и оздоровление детей, а также решение проблемы их развития и воспитания, организации активного интеллектуального и эмоционально-насыщенного досуга

Задачи:

 1. Создание в детском оздоровительном лагере воспитательной среды, благоприятной, прежде всего, для формирования нравственной культуры ребенка, духовной основы его развития

2. Использование природных условий для восстановления, сохранения, компенсации здоровья детей и подростков, привлечение максимального количества школьников к осознанному выбору здорового образа жизни

3. Создание условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, для развития навыков эффективного взаимодействия детей и подростков с окружающим миром, для удовлетворения базовых потребностей личности в защищенности, в признании и уважении, в самоутверждении

4. Предоставление широкого спектра дополнительных образовательных услуг, способствующих творческой самореализации, самовыражению и самосовершенствованию каждого участника смены, личностному и профессиональному самоопределению подростков

Принципы организации и содержания деятельности лагеря дневного пребывания:

 1. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности;

2. Принцип свободы и творчества предполагает право выбора;

3. Принцип социальной активности через включение подростков в социально-значимую деятельность;

4. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления

Направления и виды деятельности: 

Физкультурно-оздоровительная деятельность;

Художественно - творческое направление;

Экологическая напрваленность. 

Основными методами организации деятельности являются: 

метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью); 

методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности); 

метод коллективной творческой деятельности (КТД).

Физкультурно – оздоровительная работа:

Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:

· Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

· Выработка и укрепление гигиенических навыков;

·  Расширение знаний об охране здоровья.

 Основные формы организации:                                      

·  Утренняя гимнастика (зарядка);

·  Спортивные  игры на школьном стадионе, спортзале;

·  Подвижные игры на свежем воздухе;

·  Эстафеты -  спортивная игра «Веселые старты», Мини Олимпийские игры.

Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще воспитанию дружбы.

Художественно – творческая деятельность:

 Творческая деятельность – это особая сфера человеческой   активности, в    которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Формы организации художественно-творческой деятельности:

· Изобразительная деятельность;

· Конкурсные программы;

· Творческие конкурсы;                                

·  Игровые творческие программы;

·  Концерты; праздники;

·  Творческие игры;

·  Выставки (рисунков, поделок и т.д.)

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

Экологическая направленность:

     Способствовать систематизации и обобщению знаний по экологии, формировать у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека. Программа лагеря способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у детей экологического мировоззрения в целом.

Формы организации деятельности:

Оформление композиций из природного материала, из вторичного сырья. 

Выставки работ учащихся.

Конкурсы рисунков, плакатов.

Материально – техническое обеспечение:

Создание оптимальных условий для проведения разнообразных мероприятий;

Наличие канцелярских принадлежностей, материалы для творчества детей;

Видеотехника и аудиоматериалы.

 

Механизм реализации программы:

 

I этап     Подготовительный  ( апрель-май)

Этот этап характеризуется тем, что до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

Проведение совещаний при директоре и по подготовке школы к летнему сезону;

 Издание приказа по школе о проведении летней кампании;

Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного   лагеря с дневным пребыванием детей

Подготовка методического материала для работников лагеря;

Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.).

II этап. Организационный  (июнь)

     Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

           Основной деятельностью этого этапа является:

Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

Начало действия  программы «Раскрась радугу!»;

Знакомство с правилами жизнедеятельности площадки.

III этап. Практический   (июнь)

Основной деятельностью этого этапа является:

Реализация основной идеи смены;

Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;

IV этап. Аналитический – (июль)

Этот период проходит в заключительные  2-3 дня смены.

Основной идеей этого этапа является:

Подведение итогов смены;

Выработка перспектив деятельности организации;

Анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

                       

Условия реализации программы

 

Нормативно-правовые условия:

Закон «Об образовании РФ»;

Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.;

Устав МБУ школы №21;

Положение о лагере дневного пребывания;

Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;

Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;

Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;

Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий;

Приказы;

Должностные инструкции работников;

Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;

Заявления от родителей;

Правила регистрации детей при поступлении;

Акт приемки лагеря.

Педагогические условия:

1.   Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей;

2.   Организация различных видов деятельности;

3.   Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря;

4.   Создание ситуации успеха;

5.   Систематическое информирование о результатах прожитого дня;

6.   Организация различных видов стимулирования.

План мероприятий по реализации программы (см.приложение № 1 ) 

Режим работы лагеря (см.приложение № 2) 

Критерии эффективности программы:

        Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:

Постановка реальных целей и планирование результатов программы;

Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы;

Творческое сотрудничество взрослых и детей.

Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится мониторинг, анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Вся информация о реализации программы размещена на стенде лагеря.  

Диагностика реализации содержания программы (см.приложение №3) 

Вводная 

диагностика 

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: 

- анкетирование; 

- беседы в отрядах; 

Пошаговая 

диагностика 

Экран настроения по результатам мероприятий и дел лагеря. 

Итоговая 

диагностика 

Анкетирование

Беседы в отрядах

 

Ожидаемые результаты:

организация полноценного отдыха детей;

сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей;

овладение умением взаимодействовать в коллективе;

самореализация каждого ребёнка в условиях летнего пришкольного лагеря;

 

Список используемой литературы:

Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007;

«Упражнения и подвижные игры на свежем воздухе»,  Санкт-Петербург: «Детство-пресс» 2005;

Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере.            С.И.Лобачева.  Москва: ВАКО, 2007 г.

Шмаков С.А., Безродова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр. М.; Новая школа. 1993.

Шмаков С.А. Ее величество— игра. М., 1992.

Шуркова Н.Е., ПитюковВ.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.

Организация  летнего отдыха детей и подростков. М., 1997.

Янкова  З. А., Чаброва И. А. Лето в городе: проблемы развития и оздоровления детей. М., 1998.

Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.

Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.

Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.

Приложение N 2 к письму Минобрнауки России от 14 апреля 2011 г. N МД-463/06 «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКИХ  ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ, ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ»

 

Приложение № 1

Дата

Мероприятия лагеря дневного пребывания МБУ школы №21 «Радуга»

1.06.2017

Открытие школьного лагеря. Линейка «В нашей радужной стране».

Конкурс рисунков на асфальте «Здравствуй, лето!»

Игры на знакомство, подвижные игры

2.06.2017

Игровая, танцевально-развлекательная программа «Навстречу к приключениям!» (Радуга- сервис)

МОУДОД ДТДМ Турнир по мини-футболу.

Библиотека №5 Экологический турнир «В союзе с природой»

Оформление отрядного уголка.

Конкурс рисунков «Мои пожелания на смену», выставка работ.

5.06.2017

МОУДОД ДТДМ Фестиваль хорошего настроения «Улыбка» (работа творческих площадок)

Библиотека №5 Литературная викторина «На сказочных тропинках»

Игры на свежем воздухе.

7.06.2017

Представление своего отряда «Давайте знакомиться»

Викторина «Любимый город»

Экологический конкурс рисунков «Сбереги природу».

Музыкальный час.

9.06.2017

3D мультфильм «Снежная королева»

Библиотека №5 Патриотические чтения «Россия – Родина моя»

Выставка поделок «Город творчества» (поделки из бросового материала)

13.06.2017

Соревнование по футболу и пионерболу.

Конкурс между отрядами «Силушка богатырская».

Музыкальный час.

14.06.2017

Праздник Нептуна «Эх, накроет нас волной» (Радуга-сервис)

Смотр отрядных уголков.

Игры на свежем воздухе.

15.06.2017

Библиотека №5 Литературный час «Путаница да небывальщина»

Библиотека №5 Час экологии «Природа родного края»

Мобильный планетарий

Развлекательно-познавательная игра «Темная лошадка»

16.06.2017

Библиотека №5 Литературный час «Путаница да небывальщина»

Квест-экскурсия «Автогородок» (Поволжский центр делового и технического образования имени В.П.Мурзина)

Музыкальный час.

«Следствие вели…» спортивно-развлекательная игра.

19.06.2017

МОУДОД ДТДМ Спортивно-развлекательная программа «Чемпионатвеселого мяча»

«Сбережем наш дом родной» создание экологической газеты.

20.06.2017

День бантика и галстука «СимБантичный праздник» (Радуга-сервис)

Библиотека №5 Конкурс – игра по правилам дорожного движения.

Спортивная программа «Малые олимпийские игры»

21.06.2017

Развлекательная программа на свежем воздухе «Ура! Каникулы!»(ростовые куклы)

Подвижные игры.

Музыкальный час «Поем от Родине»

22.06.2017

МОУДОД ДТДМ «День памяти»

Библиотека №5 «Есть у войны печальный день начальный»

Конкурс патриотической песни.

Подвижные игры на свежем воздухе.

23.06.2017

МОУДОД ДТДМ Спортивно-игровая программа «Сидьные, смелые, ловкие, умелые»

Музыкальный час

Подвижные игры на свежем воздухе.

26.06.2017

Библиотека №5 Игротека настольных краеведческих игр «Играй – познавай!»

 Квест-экскурсия «Автогородок» (Поволжский центр делового и технического образования имени В.П.Мурзина)

Музыкальный час.

Концерт «Звездный час»

27.06.2017

МОУДОД ДТДМ  Конкурсно-игровая программа «Лето, ах лето!!!»

Библиотека №5 «Осторожно огонь!»

Спортивные игры на свежем воздухе.

Музыкальный час.

28.06.2017

Библиотека №5 Игротека настольных краеведческих игр «Играй – познавай!»

Квест-экскурсия «Автогородок» (Поволжский центр делового и технического образования имени В.П.Мурзина)

День именинника.

29.06.2017

Закрытие школьного лагеря «Лето продолжается!».

Линейка

 

Приложение № 2

Режим дня

 

8.30 – 8.40 – приём детей

 

8.40 – 9.00 – зарядка

 

9.00 – 9.30 – завтрак

 

9.30 – 10.00 – отрядные дела

 

10.00 – 12.00 – мероприятие

 

12.00 – 13.00 – обед

 

13.00 – 14.00 – мероприятие

 

14.00 – 14.20 –игры по интересам

 

14.20 – 14.30 – линейка, уход детей домой

 

Приложение №3

 

Входная диагностика

 

Фамилия, имя, возраст____________________________________________

 

Как тебя называют дома ___________________________________________

Как хочешь, чтобы тебя называли в лагере_____________________________

Могу

Хочу показать свои умения

Хочу научиться

1.

 

1.

 

1.

 

2.

 

2.

 

2.

 

3.

 

3.

 

3.

 

4.

 

4.

 

4.

 

5.

 

5.

 

5.

 

6.

 

6.

 

6.

 

7.

 

7.

 

7.

 

8.

 

8.

 

8.

 

9.

 

9.

 

9.

 

10.

 

10.

 

10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   После проведенных мероприятий и в конце смены ребята заполняют анкеты, по результатам которых проводится мониторинг и диагностика.

 Анкета № 1

 

Хотелось бы тебе еще раз принять участие в лагерной смене?

 

Да

 

Скорее да, чем нет

 

Затрудняюсь ответить

 

Скорее нет, чем да

 

Нет

 


 

2. Насколько интересно был организован твой отдых?

Оцени по десятибалльной шкале.

3. Что для тебя было самым интересным в лагере?

Участие в конкурсах, концертах

 

Спортивные мероприятия

 

Экскурсии

 

Открытие смены

 

Другое

 

4. Какие новые способности ты раскрыл в себе в лагере?

Поисковые

 

Спортивные

 

Организаторские

 

Затрудняюсь ответить

 

5. Твои предложения по проведению отдыха в лагере

___________________________________________________________

_________________________________________________________ 

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОТРЯДА - programma-ekologicheskogo-otryada.pdf [340,04 Kb] (cкачиваний: 11)

ПРОГРАММА СПОРТИВНОГО ОТРЯДА - programma-sportivnogo-otryada.pdf [316,97 Kb] (cкачиваний: 11)

 
{date=j m Y}